Открытая консультация для педагогов по теме: «Система работы по подготовке к итоговому сочинению».

 1

13 ноября 2024 года соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2025 году прошла открытая консультация для педагогов по теме: «Система работы по подготовке к итоговому сочинению».

Михайлова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы лицея № 10 города Ставрополя, провела открытую консультацию для учителей, работающих в 11-х классах, по вопросам подготовки к итоговому сочинению 2024 года.

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему, и уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся.

Обучение сочинению способствует реализации следующих важных
метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования:

    • умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;
    • готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;
    • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;
    • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

Выполнение данного вида работы решает следующие задачи:

    • выявить уровень речевой культуры выпускника;
    • проверить его начитанность;
    • установить личностную зрелость;
    • обнаружить умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения.

Комплекты будут содержать как темы, которые использовались
в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 году.

Каждый комплект включает шесть тем
(по две темы из каждого раздела банка):

    • Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
    • Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
    • Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Ирина Васильевна прокомментировала примерные темы каждого раздела, аргументы, которые можно приводить выпускникам для подтверждения мысли в сочинении, критерии оценивания итогового сочинения, напомнила, что продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется следующим аспектам методической работы:

    • анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;
    • осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме;
    • отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
    • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);
    • продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
    • речевое оформление текста;
    • оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы:

    • создание устных сочинений на разные темы,
    • написание отдельных частей сочинения;
    • многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
    • развитие навыка рецензирования своей и чужой работы;
    • редактирование текста.

Ирина Васильевна отметила, что подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически.

В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы из школ №1, №2, №18, №22, №26, №27, №28, № 29, №32, №34, №41, №42, №43, №44, №45, №55; гимназии №24, лицеев №5, №10, №17, №35.

BDUx qn 5kc ojkYWE7Ad3Y Q1vZ2Ha7Z3Q
W4 CY9Q7e g