Прошла открытая консультация для педагогов, работающих в 11-х классах

7 2

25 апреля 2025 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования в 2024-2025 учебном году прошла открытая консультация для педагогов, работающих в 11-х классах, по теме: «Приемы и подходы для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ 2025 по русскому языку».

Цыбульская Евгения Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 44 города Ставрополя, провела открытую консультацию по вопросам подготовки к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11-х классов.

Евгения Петровна в начале консультации сообщила коллегам, что особенность подготовки к ЕГЭ по русскому языку заключается не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки его собственных ошибок.

Одной из важнейших частей подготовки является проверка учителем написание сочинения, потому что здесь без помощи педагога не обойтись.

Будучи экспертом по проверке, педагоги сталкиваются с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из педагогов может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно.

В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, педагогам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой широкий контекст не нужен.

В 11 классе педагогам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки.

Евгения Петровна рассказала о видах речевых ошибок. Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно выявить типичные речевые ошибки (К10).

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:

1) тавтология и плеоназм: Он учит сохранять и хранить в себе память; Данные примеры взаимодополняют друг друга;

2) нарушение лексической сочетаемости: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним знакомо). Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);

3) смешение паронимов: В таких случаях педагог взглядывает в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);

4) речевая недостаточность: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

5) употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «весёлый» и «мажорный» антонимами не являются); Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя (наблюдается разрушение значения фразеологизма); Твой дом снесли, а на его месте возвели чистый лист (неуместное употребление фразеологизма).

Затем учитель рассказала о приемах работы с речевыми ошибками, пособиях для отработки речевых норм.

В заключение консультации была проведена практическая работа по выявлению речевых ошибок, о которых говорилось в консультации.

В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы школ №1, №4, №7, №19, №27, №28, №41, №42, №43, №44, №45, №64, лицеев №5, №10, №17, №15, гимназии №12, КШ им. генерала Ермолова А.П.

7 1 7 3 7 4