5 марта 2025 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2025 году прошла открытая онлайн-консультация с обучающимися 11-х классов по русскому языку.
Шаповалова Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы школы № 34 города Ставрополя, провела онлайн-консультацию для выпускников 11-х классов по русскому языку по теме: «Практикум по пунктуации. Технология решения задания 16».
Оксана Михайловна в начале консультации обратила внимание выпускников на то, что проверяется в 16 задании ЕГЭ по русскому языку:
Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И.
Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.
Алгоритм выполнения задания 16:
1. Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
- простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
- сложное (в нём две и более грамматические основы).
2. Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:
- если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
- если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. Определите, нужна ли запятая перед союзом И :
- запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;
- запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
- запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.
4. Найдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:
- если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;
- если это двойной союз (как- так и…, не столько…-сколько, не только-но и…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
- если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;
- если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже идет однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.
5. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:
- если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.
Затем совместно с участниками консультации Оксана Михайловна выполнила несколько практических упражнений по 16 заданию.
В заключение консультации выпускники поблагодарили учителя.
В онлайн-консультации приняли участие обучающиеся и учителя школ №1, №2, №21, №28, №32, №39, №41, №42, №44, №50, №55, гимназий №3, №9, лицеев №10, №15, №17.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |