Открытая консультация для педагогов по теме: «Подготовка к итоговому сочинению (изложению) 4 декабря 2024 года».

 

1

18 октября 2024 года соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2025 году прошла открытая консультация для педагогов по теме: «Подготовка к итоговому сочинению (изложению) 4 декабря 2024 года».

Смолина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы лицея № 5 города Ставрополя, провела открытую консультацию для учителей, работающих в 11-х классах, по вопросам подготовки к итоговому сочинению по теме «Подготовка к итоговому сочинению (изложению) 4 декабря 2024 года».

Мария Николаевна познакомила коллег
с основным и дополнительными сроками проведения сочинения (изложения), прокомментировала разделы и подразделы банка тем итогового сочинения, критерии оценивания.

Педагог рассказала о 3 видах композиции сочинения, с которыми она работает при подготовке своих выпускников к сочинению: самая простая, простая, сложнее.

Смолина М.Н. отметила, что следует учитывать правила подсчёта слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.

Далее Мария Николаевна прокомментировала список литературы, знания которых помогут выпускникам успешно написать итоговое сочинение.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло);
А. Толстой «Русский характер» (любовь, нравственный выбор, сила духа);
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба);
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность);
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа);
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло);
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло);
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ);
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ);
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа);
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба);
О. Генри «Дары волхвов» (любовь);
Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь);
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло);
Фэнтези:
Дж. Толкин «Властелин колец»;
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа);
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

Семья, общество, Отечество в жизни человека.
Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности);
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом);
А.П. Платонов «Юшка»
(+1 раздел) (неприятие личности обществом);
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция);
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
(+1 раздел) (сохранение памяти);
Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция);
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция).

Природа и культура в жизни человека.
Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии);
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии);
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство)
(+ 1 направление);
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо девятнадцатое. КАК ГОВОРИТЬ?» (язык);
Нора Галь «Слово живое и мёртвое» (язык)
Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство);
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа);
Антиутопии:
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии);
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука);
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука).

Мария Николаевна рекомендовала 15 коротких рассказов для итогового сочинения:


№1-2. О. Генри «Дары волхвов» и «Последний лист»
№ 3. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
№ 4-5. М. Шолохов «Судьба человека» и Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»
№ 6-9. А.П. Чехов «Крыжовник», «Палата №6», «Ионыч» и «Хамелеон»
№10. А. Грин «Зелёная лампа»
№11. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
№12. К.Г. Паустовский «Телеграмма»
№13. А. Платонов «Юшка»
№14. Рэй Брэдбери «Улыбка»
№15. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Мария Николаевна рассказала коллегам о Рабочей тетради для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением», которую успешно использует уже в течение нескольких лет.

В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы из школ №1, №2, №4, №7, №11, №19, №26, №27, №28, №34, №43, №44, №45, №64; гимназий №3, №9, №12, №24; лицеев №8, №17, №15, №35.

 

auCNX49I9eM Nk9HtwSPpnk PDmNWAwydSc
WisyR W0M68