Открытая консультация по русскому языку для обучающихся 11-х классов города Ставрополя по теме: «Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку от ФИПИ: анализируем недавно вышедший полезный ресурс».

 

1

 

14 марта 2024 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования 
при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации  в 2023-2024 учебном году прошла открытая консультация по русскому языку для обучающихся 11-х классов города Ставрополя по теме: «Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку от ФИПИ: анализируем недавно вышедший полезный ресурс».

Круковская Елена Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 22 города Ставрополя, старший эксперт региональной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ, во время онлайн консультации  обратила внимание выпускников на следующее:

Обратите внимание! Основным ориентиром разработчиков при составлении задания 2 ЕГЭ
по русскому языку является источник, указанный в Кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания дляпроведения единого государственного экзамена по русскому языку, размещённом в открытом доступе на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikat... Таким источником признан «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003). Таким образом, все лексические значения слов, представленные в задании 2, – это не что иное, как цитаты из указанного лексикографического источника.

Слово в контексте задания: Автор говорит о необратимых изменениях, произошедших в эволюции природы человека.
Природа: перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. Вирусная природа заболевания.
Природа=сущность: эволюция сущности человека (данная в словаре помета (чего) имеет обобщающий смысл как для неодушевлённых, так и для одушевлённых объектов).

В задании 5 в качестве правильного ответа служит только такой пароним, который не является взаимозаменяемым по отношению к другому парониму в паронимической паре (группе). Конечная цель выполнения задания 5 – исправление неправильного на правильное: раздражительность и раздражение (в контексте особенностей характера) – взаимозаменяемые слова, а не паронимы.

Важный момент: довольно часто встречаются прилагательные на -ИЧНЫЙ и -ИЧЕСКИЙ: гармоничный – гармонический,  артистичный – артистический, практичный – практический.
Подсказка: обычно прилагательные на -ИЧНЫЙ – сочетаются с одушевленными существительными, а на -ИЧЕСКИЙ – с неодушевлёнными предметами: практический совет – практичный человек, гармоничная личность – гармонические колебания.

Обратите внимание! Все записываемые при ответе на задание 24 слова и сочетания слов должны помещаться в отведённые 17 клеток бланка ответов.

Обратите внимание! Сочетание «может быть» рассматривается как фразеологизм при условии, что выступает в качестве вводной конструкции, а не грамматической основы предложения: Я, может быть, приду сегодня поздно.

Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы – это всегда слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме.

Обратите внимание!
Слова «почему», «поэтому», «потому» в рамках школьной программы и, следовательно, ЕГЭ по русскому языку относятся к наречиям.
В связи с этим сложные предложения, в которых слова «поэтому» и «потому» выступают в качестве связующих элементов, являются бессоюзными сложными предложениями. Подобные слова могут встречаться в заданиях 1, 21, 25.

Например:
• Нам нужно знать, почему нет от родителей ответа.

• Он не знал ни одного правила, поэтому получил плохую отметку.

• Я не услышал звонок, потому не подошёл к телефону.

Обратите внимание! В ЕГЭ по русскому языку в 2024 году правописание согласных в корне проверяться не будет.
Однако правописание гласных в корне может проверяться на разных уровнях, в том числе в разрезе орфограмм «Буквы Ё и О после шипящих в корне слова», «Буквы Ы и И после Ц в корне слова» и др.

Обратите внимание!
В языковом материале задания 10 ЕГЭ по русскому языку могут быть представлены также смежные с приставками элементы, которые исторически были приставками и/или имеют графическое сходство с ними. Например: преступление, пресечь; приказ, пригласить; взимать; адъютант.

Обратите внимание!
При выполнении задания 23 необходимо обращать внимание на слова «представлено» и «содержится». Если используется слово «представлено», то подразумевается, что указанный тип речи является ведущим; если используется слово «содержится», то подразумевается, что указанный тип речи – один из многих в обозначенном фрагменте текста.

Также Елена Петровна привела примеры фразеологизмов, встречающихся в КИМах.

В консультации приняли участие выпускники 11-х классов, учителя русского языка и литературы школ города Ставрополя.

 

qcfLrpupo2o hUl Sp8jqsA  
0FrlqOU5WAU nAxSbAu v3U