Открытая консультация для учителей русского языка и литературы по теме: «Сочинение на лингвистическую тему»

1

 

02 мая 2024 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2024 учебном году прошла открытая консультация для учителей русского языка и литературы по теме: «Сочинение на лингвистическую тему».

Цыганок Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 55 города Ставрополя, председатель муниципальной предметной комиссии по проверке итогового сочинения, старший эксперт региональной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ, провела консультацию для учителей по вопросам подготовки к сочинению 13.1 ОГЭ по русскому языку по теме «Сочинение на лингвистическую тему».

Наталья Петровна поделилась с коллегами своим опытом подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему – достаточно сложного вида сочинений из трех предложенных на выбор обучающихся в задании №13.

Цыганок Наталья Петровна обратила внимание коллег на то, что требуется от ученика в данном виде сочинения:

  • истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
  • аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
  • логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Затем Наталья Петровна прокомментировала структуру сочинения, акцентировала внимание на изменениях в этом учебном году в критериях оценивания, предложила составленный ее список лингвистических понятий из открытого банка заданий ФИПИ 2024 года, словарик лингвистических терминов со ссылками в интернете (Учебник Фоксфорда: https://foxford.ru/wiki, Словарь лингвистических терминов: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-te..).

Наталья Петровна поделилась своими наработками, примерами постепенной, систематической подготовки к данному виду работы в 6, 7, 8 классах на уроках русского языка и литературы.

Наталья Петровна показала и прокомментировала коллегам фрагмент урока по теме: «Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему», проведенного в 9 классе по данной теме.

Выпускникам был предложен алгоритм действий написания работы:

  • Внимательно прочитайте цитату. О чем в ней говорится? О каких языковых явлениях идет речь? Подчеркните ключевые слова.
  • Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, есть в нем.
  • Определите роль языковых явлений в тексте.
  • Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте понимание цитаты, укажите роль выбранных явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

Интересным показалось Правило 6 шагов:

Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.

Шаг 2. Выделяю в нем слова, связанные с лингвистикой.

Шаг 3. Перечитываю текст.

Шаг 4. Пишу вступление.

Шаг 5. Пишу основную часть.

Шаг 6. Пишу заключение.

Коллеги, принявшие участие в консультации, поблагодарили Цыганок Наталью Петровну за интересную, необходимую информацию, отметили, что полученные во время консультации знания будут активно использовать в своей практике по подготовке выпускников к написанию данного вида сочинения.

В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы школ №2, №6, №11, №18, №19, №20, №22, №26, № 27, №28, №29, №32, №34, №37, №39, №41, №42, №43, №44, №50, №55, №64, КШ, ЦО, гимназий №3, №12, №24, №30, лицеев №5, №10, №14, №15, №16, №17, №38.

 

O73NAjKDTao  LcSC9wXhqRc   ftdmDXVCDD8
 BO4j8qH8inQ  g K 1kbDH6k