02 мая 2024 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2024 учебном году прошла открытая консультация для учителей русского языка и литературы по теме: «Сочинение на лингвистическую тему».
Цыганок Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 55 города Ставрополя, председатель муниципальной предметной комиссии по проверке итогового сочинения, старший эксперт региональной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ, провела консультацию для учителей по вопросам подготовки к сочинению 13.1 ОГЭ по русскому языку по теме «Сочинение на лингвистическую тему».
Наталья Петровна поделилась с коллегами своим опытом подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему – достаточно сложного вида сочинений из трех предложенных на выбор обучающихся в задании №13.
Цыганок Наталья Петровна обратила внимание коллег на то, что требуется от ученика в данном виде сочинения:
- истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
- найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
- аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
- логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Затем Наталья Петровна прокомментировала структуру сочинения, акцентировала внимание на изменениях в этом учебном году в критериях оценивания, предложила составленный ее список лингвистических понятий из открытого банка заданий ФИПИ 2024 года, словарик лингвистических терминов со ссылками в интернете (Учебник Фоксфорда: https://foxford.ru/wiki, Словарь лингвистических терминов: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-te..).
Наталья Петровна поделилась своими наработками, примерами постепенной, систематической подготовки к данному виду работы в 6, 7, 8 классах на уроках русского языка и литературы.
Наталья Петровна показала и прокомментировала коллегам фрагмент урока по теме: «Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему», проведенного в 9 классе по данной теме.
Выпускникам был предложен алгоритм действий написания работы:
- Внимательно прочитайте цитату. О чем в ней говорится? О каких языковых явлениях идет речь? Подчеркните ключевые слова.
- Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, есть в нем.
- Определите роль языковых явлений в тексте.
- Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте понимание цитаты, укажите роль выбранных явлений и приведите примеры-аргументы из текста.
Интересным показалось Правило 6 шагов:
Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.
Шаг 2. Выделяю в нем слова, связанные с лингвистикой.
Шаг 3. Перечитываю текст.
Шаг 4. Пишу вступление.
Шаг 5. Пишу основную часть.
Шаг 6. Пишу заключение.
Коллеги, принявшие участие в консультации, поблагодарили Цыганок Наталью Петровну за интересную, необходимую информацию, отметили, что полученные во время консультации знания будут активно использовать в своей практике по подготовке выпускников к написанию данного вида сочинения.
В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы школ №2, №6, №11, №18, №19, №20, №22, №26, № 27, №28, №29, №32, №34, №37, №39, №41, №42, №43, №44, №50, №55, №64, КШ, ЦО, гимназий №3, №12, №24, №30, лицеев №5, №10, №14, №15, №16, №17, №38.