Консультация для учителей русского языка и литературы

1

 

Консультация для учителей русского языка и литературы

14 декабря 2023 года в школе № 22 состоялась открытая консультация по русскому языку для учителей города Ставрополя, работающих в 11-х классах по теме: «Эффективные приёмы подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку» в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2023-2024 учебном году

Круковская Елена Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 22 города Ставрополя, старший эксперт региональной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ, во время консультации обратила внимание коллег на изменения формата заданий:

Изменение задания 4 показало, что выпускники слабо владеют орфоэпическими нормами. Необходимость дать множественный ответ исключала случайный ответ.

Изменение формата задания 9 позволяет более точно (наряду с заданием 27) оценить реальный уровень орфографической грамотности выпускников в области применения одного из основных правил, сформированность лингвистической компетенции, владение способами анализа языкового материала, а также сформированность таких метапредметных умений, как умение анализировать и классифицировать языковые явления.

Обновление спектра синтаксических конструкций в задании 20 (включение сложноподчиненного предложения с разными видами подчинения) показало, что выпускники недостаточно хорошо умеют анализировать разнообразные синтаксические конструкции и слабо владеют умением использовать знаково-символические средства при анализе языкового материала.

Елена Петровна дала анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ выпускников прошлого года, рассказала о проблемах и их причинах.

Круковская Елена Петровна в своей консультации затронула одну из основных проблем современной школы – клиповое мышление, рассказала о последствиях клипового мышления у выпускников. Вот некоторые из них:

Языковой минимализм, речевая бедность.

Предпочтение изображений углублению в текст.

Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек.

Неспособность восприятия больших текстов.

Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.

Потеря желания познавать и создавать новое.

Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.

Рекомендации коллегам, данные Еленой Петровной, по совершенствованию организации и методики преподавания русского языка на основе выявленных типичных затруднений и ошибок:

Усилить работу по формированию регулятивных УУД и УУД, направленных на постановку и решение проблемы.

Обучать школьников самостоятельно системно повторять орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов.

Визуализация правил.

Ассоциативные приемы запоминания.

Использование несплошного текста.

Усилить работу по формированию умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников.
Для чего планировать самостоятельную работу с текстами различных стилей и типов речи.

Следует уделить особое внимание принципу целенаправленного развития всех видов речевой деятельности (коммуникативные УУД).

Активизировать работу по развитию устной монологической речи на всех этапах обучения в школе.

В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы школ №6, №7, №20, №22, №28, №42, №43, №44, КШ, гимназии №9, лицеев №5, №17, №16

 

1JnZsnp4nzs 9QDxc0WnYuE JjzJ 44fgsI
XEzj3 yemFo