Консультация для учителей русского языка и литературы
14 декабря 2023 года в школе № 22 состоялась открытая консультация по русскому языку для учителей города Ставрополя, работающих в 11-х классах по теме: «Эффективные приёмы подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку» в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2023-2024 учебном году
Круковская Елена Петровна, учитель русского языка и литературы школы № 22 города Ставрополя, старший эксперт региональной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ, во время консультации обратила внимание коллег на изменения формата заданий:
Изменение задания 4 показало, что выпускники слабо владеют орфоэпическими нормами. Необходимость дать множественный ответ исключала случайный ответ.
Изменение формата задания 9 позволяет более точно (наряду с заданием 27) оценить реальный уровень орфографической грамотности выпускников в области применения одного из основных правил, сформированность лингвистической компетенции, владение способами анализа языкового материала, а также сформированность таких метапредметных умений, как умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Обновление спектра синтаксических конструкций в задании 20 (включение сложноподчиненного предложения с разными видами подчинения) показало, что выпускники недостаточно хорошо умеют анализировать разнообразные синтаксические конструкции и слабо владеют умением использовать знаково-символические средства при анализе языкового материала.
Елена Петровна дала анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ выпускников прошлого года, рассказала о проблемах и их причинах.
Круковская Елена Петровна в своей консультации затронула одну из основных проблем современной школы – клиповое мышление, рассказала о последствиях клипового мышления у выпускников. Вот некоторые из них:
Языковой минимализм, речевая бедность.
Предпочтение изображений углублению в текст.
Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек.
Неспособность восприятия больших текстов.
Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.
Потеря желания познавать и создавать новое.
Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.
Рекомендации коллегам, данные Еленой Петровной, по совершенствованию организации и методики преподавания русского языка на основе выявленных типичных затруднений и ошибок:
Усилить работу по формированию регулятивных УУД и УУД, направленных на постановку и решение проблемы.
Обучать школьников самостоятельно системно повторять орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов.
Визуализация правил.
Ассоциативные приемы запоминания.
Использование несплошного текста.
Усилить работу по формированию умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников.
Для чего планировать самостоятельную работу с текстами различных стилей и типов речи.
Следует уделить особое внимание принципу целенаправленного развития всех видов речевой деятельности (коммуникативные УУД).
Активизировать работу по развитию устной монологической речи на всех этапах обучения в школе.
В консультации приняли участие учителя русского языка и литературы школ №6, №7, №20, №22, №28, №42, №43, №44, КШ, гимназии №9, лицеев №5, №17, №16