Асеева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы школы №50 города Ставрополя, в своем выступлении рассказала коллегам об изменениях в ОГЭ по русскому языку и итоговому собеседованию 2025 года.
Изменения структуры КИМ ОГЭ 2025 по русскому языку отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки.
В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.
В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра».
Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован
в «Логичность речи»; скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37 баллов.
Изменения структуры и содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены следующие корректировки.
Приведён к единообразному представлению примерный круг вопросов, на которые должны дать ответы участники итогового собеседования в рамках монологического высказывания.
Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов.
По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм.
Критерий Р5 «Соблюдение фактологической точности» переименован по аналогии с тем, как подобный критерий представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи». Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов.
Цыганок Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы школы №55 города Ставрополя, рассказала об изменениях в ЕГЭ по русскому языку 2025 года.
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены.
В формулировки заданий и систему оценивания их выполнения внесены следующие изменения.
Задание на соответствие 26 по теме изобразительно-выразительных средств заменено новым заданием 22, не предусматривающим опоры на макротекст.
В формулировке задания 27 (развёрнутый ответ) указана проблема, требуется дать комментарий авторской позиции по проблеме. При обосновании своего отношения к позиции автора не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
В соответствии с видоизменённой формулировкой задания 27 скорректирована система оценивания развёрнутого ответа. Осуществлён переход с двенадцатиритериальной на десятикритериальную систему оценивания сочинения-рассуждения. В частности, исключён критерий, связанный с самостоятельным поиском, экзаменуемым проблемы, так как само задание 27 теперь содержит формулировку проблемы. Подходы, ранее связанные с оцениванием речевых повторов в рамках исключённого критерия «Богатство речи», сохранены при оценивании соблюдения речевых норм (критерий К10).
Критерий «Фактическая точность речи» перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К12 на позицию К4). Критерий «Соблюдение этических норм» также перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К11 на позицию К6).
Максимальные баллы за оценивание соблюдения грамматических норм (критерий К9) и речевых норм (критерий К10) увеличены до 3 баллов. Первичный балл за развёрнутый ответ увеличен с 21 балла до 22 баллов.
Увеличен с 69 до 99 слов порог, при котором экзаменационное сочинение не проверяется (по всем критериям ставится 0 баллов). Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы сохранён и составляет 50 баллов.
Бойцова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы лицея № 17 города Ставрополя, рассказала об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ по литературе 2025 года.
Изменения структуры и содержания КИМ ОГЭ по литературе отсутствуют.
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий: – при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида; – критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому язык
В ЕГЭ по литературе произошли следующие изменения:
Изменено задание 5: требуется сравнить произведение, фрагмент которого приведен в КИМ, с указанным в том же задании произведением XVIII – первой половины ХIХ в.; направление анализа задано в формулировке задания.
Уточнена формулировка задания 10, сняты хронологические ограничения при выборе стихотворения для сопоставления.
Уточнено задание 8 (расширен перечень художественных средств и приёмов).
Одна из тем 11.1–11.3 носит дискуссионный характер.
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: – изменены критерии оценивания задания 5 и 10; – при оценивании всех развёрнутых ответов части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида; – критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку; – по критерию К3 оценивания сочинения части 2 наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование.
Обновлены инструкции к экзаменационной работе и конкретным заданиям.
Ермолова Валентина Николаевна, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы школы № 44, рассказала об изменениях в ВПР по русскому языку 2025 года в 5-8 классах.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки утвердила правила и сроки проведения всероссийских проверочных работы для школьников (ВПР) в 2025 году. Эти работы не влияют на оценки детей, но нужны властям для оценки качества образования в школах.
В следующем году ВПР напишут школьники 4-10 классов, для выпускников школ работы не предусмотрены.
ВПР стартуют 11 апреля и будут проходить до 16 мая 2025 года. Школы могут сами устанавливать даты проведения работ, главное уложиться в установленные Рособрнадзором сроки.
Федеральный институт оценки качества образования выпустил обновленные образцы демоверсий проверочных работ по русскому языку для 4, 5, 6, 7 и 8 классов. Во всех классах изменились количество заданий, структура варианта, указания по оцениванию.
Так как ФИОКО сократил время написания ВПР по русскому языку во всех параллелях до 1 урока (40-45 минут), то еë содержание существенно поменялось. Валентина Николаевна подробно прокомментировала изменения в ВПР по каждому классу.
В заключение заседания приняли решение: всем учителям русского языка и литературы изучить изменения в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, в соответствии с ними скорректировать планы и работу по подготовке обучающихся 9-х, 11-х классов к ГИА по русскому языку и литературе.
Совершенствовать работу школьных методических объединений, направленную на создание условий для качественной подготовки обучающихся образовательных учреждений города Ставрополя по подготовке к ВПР.
Обеспечивать эффективность и высокий уровень качества образования.
Оказывать методическую поддержку учителям через публикации, лекции, мастер-классы, уроки, онлайн-консультации.