05 марта 2024 года в соответствии с Планом методической работы с образовательными учреждениями города Ставрополя по повышению качества образования при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 2024 году прошла открытая онлайн-консультация для обучающихся 9-х классов, выбравших для сдачи экзамен по литературе по теме: «Написание развёрнутого ответа в задании 4 ОГЭ по литературе».
Бойцова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы лицея №17 города Ставрополя, эксперт региональной комиссии по проверке экзаменационных работ, во время встречи подробно проанализировала с обучающимися 4 задание.
Сравнительно-сопоставительный анализ задания 4 рассмотрели по плану:
Критерии оценивания задания 4.
Организация самоподготовки: работа с теоретико-литературными понятиями.
Разбор заданий демоверсии и заданий открытого банка ФИПИ.
Елена Сергеевна обратила внимание выпускников на особенности задания 4:
Не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в КИМ.
Формальное сопоставление
Повторение слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Текст, с которым нужно провести сопоставление, может быть взят не только из произведений, названных в кодификаторе.
Уровень сложности - повышенный.
Примерное время выполнения задания - 60 минут (с учётом заполнения бланка!).
Эксперт акцентировала внимание при анализе критериев проверки на то, что если выпускник получает
по 1 критерию 0 баллов,
то вся работа оценивается
в 0 баллов, если по 2 критерию 0 баллов,
то по 3 критерию тоже
0 баллов.
Сопоставительный анализ произведений – это умение соотносить отдельные компоненты текстов друг с другом по тому или иному критерию.
Рекомендации по выполнению работы:
Прочитайте стихотворение целиком.
Если содержание слишком туманно, поработайте с каждой строфой.
Постарайтесь пересказать их для себя, а затем связать воедино.
Определите тему (о чём оно?) и идею (зачем оно?).
Не уходите в сторону от заданного вопроса. Чётко выделите опорные пункты,
на которых будет строиться анализ, коротко запишите их на черновике.
Для сопоставлений можете использовать информацию о направлении, в котором творил автор (классицизм, романтизм, «поэзия чистого искусства», символизм, футуризм и т.д.), о жанре стихотворения (ода, элегия, послание, сонет, мадригал и др.), о сходных тропах или приёмах.
Характеристика развёрнутого ответа на вопрос, соответствующая высшему баллу (8 баллов):
Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа.
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
Авторская позиция обоих произведений не искажена.
Фактические ошибки отсутствуют.
Отсутствуют логические, речевые и грамматические ошибки.
Елена Сергеевна дала примерный образец ответа, прокомментировала его.
Все участники встречи могли присоединиться к группе «ОГЭ литература-2024» по ссылке https://sferum.ru/?p=messages&join=w75qlRdcaY/90X.. и загрузить свои работы по заданию прикрепленной демоверсии.
В онлайн-консультации приняли активное участие обучающиеся школ №4, №26, №41, №44; лицея №15; гимназии №3.